Е.СУРОВ: Ещё такой вопрос: "Есть индийское шахматное дарование Праггнандха". Тебе знакомо это имя?
А.ДРЕЕВ: Это что-то из мифологии?
Е.СУРОВ: "Ему одиннадцать лет, и уже"…
А.ДРЕЕВ: …и уже родители беснуются по этому поводу?
Е.СУРОВ: "…и уже ММ и рейтинг 2442. В Англии чуть не обыграл Хоу Ифань. Может ли он быть вторым Карлсеном?".
А.ДРЕЕВ: Да подождите, какой второй Карлсен, ему бы гроссмейстером стать! О чём вы говорите?! В одиннадцать лет – и рейтинг 2400? Что это такое?! Да у нас таких полно! Тот же Есипенко у нас ничуть не хуже. Правда, не знаю, сколько ему лет, может, уже все двенадцать. Но вообще о чём вы говорите? Я уже давно высказался на эту тему. Если появились какие-то ранние успехи, то это вообще ни о чём не говорит. Прямо сразу с Карлсеном сравнили! Вы что думаете, если он вот так быстро прогрессирует, то обязательно станет Карлсеном? Да он может затормозить, и 2400 вообще может быть его самым высоким рейтингом за всю жизнь. Дай бог, конечно, чтобы это было не так, я не желаю ему останавливаться в росте, пусть прогрессирует. Но в любом случае все эти восторги по поводу юных дарований неуместны. Во-первых, это мешает самому юному дарованию, если он действительно дарование. У него появляются какие-то обязательства, он должен оправдывать ожидания, от него этого ждут, а он к этому совершенно не готов, ни в психологическом, ни в профессиональном плане. А все от него ждут: смотрите, у него рейтинг 2400 в одиннадцать лет! Ну и что? А у меня в двенадцать лет было 2300 – это как сейчас 2500, и что? Я что, кричал, что сейчас Каспарова буду обыгрывать? Нелепо. Я призываю родителей объективно относиться к своим детям. Я, кстати, в Кемерово видел неприятные сцены (я этих людей не знаю, поэтому, думаю, они не обидятся, что я это рассказываю, поскольку никаких имён не называю). Я видел молодых шахматистов с родителями, которые хорошо что не бьют их, но так на них орут, такие установки дают, что просто ужас! И тезис о том, что шахматы и дети несовместимы из-за таких вот случаев порой приобретают страшные формы! Родители иногда просто абсолютно беснуются и требуют от ребёнка невозможного, настраивая его таким образом, что… Я просто не хочу здесь это цитировать. Но они орут на него, науськивают "Давай! Давай!", настраивают так, что на это просто страшно смотреть. Родителей надо иногда подальше держать от детей, потому что такие случаи бывают!.. Хотя есть и обратные примеры, когда родители помогают. Например, отец Карякина даёт сыну безусловно позитивную помощь. Отец Раджабова сыграл безусловно позитивную роль. Без их помощи этим шахматистам трудно было бы достичь своих высот. Но есть и другие примеры, и их тоже очень много, когда родительская опека, желание, чтобы ребёнок добился успехов, чтобы их ребёнок стал лучшим, только негативно влияют на его становление. КТО-ТО ИЗ РОДИТЕЛЕЙ ТАК РЕАЛИЗУЕТ СВОИ КОМПЛЕКСЫ: Я НЕ ДОБИЛСЯ ЧЕГО-ТО, ЗАТО ЧЕРЕЗ РЕБЁНКА СЕЙЧАС ДОБЬЮСЬ. Это всё приобретает очень уродливые формы.
Пользуясь случаем, я хочу поднять такую тему шахматного и школьного образования. Она пойдёт немножко вразрез с общей установкой. Есть такая программа – "шахматы в школе". Она шагает сейчас по всему миру, всё замечательно. Счастливые дети идут в школу с шахматной доской подмышкой, они становятся очень разносторонними и так далее. Но это с одной стороны. А с другой стороны, шахматы – игра очень жестокая. Смотрите, у нас есть победитель и есть человек, который проиграл эту партию, и ему сейчас невесело. Ну ладно, когда шахматисты – взрослые люди, они это переживут. А что такое детская психика? Она же очень шаткая. А мы бросаем детей в профессиональный спорт, а там бьют очень жестоко по этой психике.
Е.СУРОВ: Я бы даже не применял выражение "профессиональный спорт". Вы же начинаете обучать ребёнка шахматам, а ведь это соревновательная игра, и обязательно кто-то проигрывает.
А.ДРЕЕВ: Да-да, и возникает колоссальный стресс. Как говорят? Мы не растим гроссмейстеров, мы растим разностороннюю личность. Извините, разносторонняя личность можно вырастить по-другому: книги читай, ходи в музей, пиши картины, а если не пиши, то хотя бы смотри на них, изучай какие-то науки. Голову можно развивать разными вещами, хоть кубик Рубика, в конце концов, собирай. Есть множество вещей, которые развивают, необязательно шахматы, почему все зациклились на них? Но вместе с тем необходимо признать, что шахматы – это наиболее сильный инструмент, многогранный. Действительно, они со всех сторон развивают голову. Не личность, а именно голову, мозги, образное мышление и так далее. Но тогда следует сделать поправочку. Я согласен, что шахматы развивают, но тогда надо убрать соревновательную часть или минимизировать её. Если вы хотите развивать детей с помощью шахмат, то надо обязательно убрать соревновательную часть из школьной программы. Оставить тем, кто уже на этот путь становится – это будет какой-то небольшой процент, - и пусть они уже пеняют на себя, а остальным убрать. То есть показывать шахматы другими. Не играть какие-то турниры – первенство класса, первенство школы, чтобы были проигравшие и выигравшие. Нужно показывать шахматные композиции, партии, чтобы не было этого соревнования. Или хотя бы с какого-то возраста вводить соревновательную часть. Те, кто родился для шахмат, всё равно себя проявят, даже без этой программы. А для тех детей, которые хотят использовать шахматы в качестве инструмента для того, чтобы в целом как-то расширить свои интеллектуальные возможности, эти соревнования надо убрать. Потому что иначе мы поломаем очень много детей и, наоборот, отвадим их от шахмат. Это всё надо как следует продумать.
Е.СУРОВ: Ты понимаешь, насколько идёшь сейчас против всей этой запущенной машины?
А.ДРЕЕВ: Я не против использования шахмат в качестве инструмента для развития ребёнка, я просто хочу эту машину немножко подправить. Я за это, но без соревновательной части. Потому что это очень опасно. Даже возьмём вопрос про этого индийского мальчика. Может быть, там вообще обстановка для него невыносимая, ему уже жить невозможно, потому что он в одиннадцать лет стал мастером. От него все требуют чего-то, а он, может быть, эти шахматы в гробу видал. А от него все чего-то ждут, а у него, может быть, и нет способностей. И что тогда? Тогда получается какой-то абсолютно несчастный человек. Потому что сначала завышенные ожидания, а потом может быть пшик. Я не знаю, может быть, в данном случае он гениальный шахматист и действительно будет вторым Карлсеном. А если нет? С этими вещами надо быть очень аккуратными. Потому что когда ты читаешь хорошую книгу хорошего автора, то, извини, у тебя не будет шока после прочтения от того, кто книга закончилась. А вот когда ты играешь хорошую красивую партию и вдруг в один ход зеваешь и проигрываешь её, то немножечко другое ощущение. И то, и другое, конечно, развивает, но там это всё без стресса, а тут… Я всю жизнь в шахматах и знаю, какие могут быть стрессы. И в юном возрасте, и в молодости, да и сейчас это продолжается. Шахматы вообще стрессовая игра. Нужно ли это, хорошо ли это? Почему-то все считают, что это хорошо. Может быть, и хорошо, но надо быть с этим аккуратным, а не так, что давайте охватим этим всё, сразу и подряд.
Я всё это хотел сказать не в том плане, что я критикую людей, которые этим занимаются. Я просто хочу предостеречь от каких-то негативных последствий или, скажем так, побочных эффектов. Их надо предусмотреть заранее и предотвратить. И один из моих рецептов - это убрать соревновательную часть там, где люди не хотят стать профессионалами изначально. Не надо. Не надо выяснять, кто там сильнее: Вася или Петя. Потому что кто-то проиграет, и ему будет от этого плохо.
Е.СУРОВ: Всё верно. И не только поэтому. А ещё и потому, что ради выигрыша начнётся проявление всех низменных человеческих инстинктов.
А.ДРЕЕВ: Да. Не всегда надо соревноваться друг с другом. Это не всегда приводит к хорошим последствиям. Соревнование и вообще спорт – это удел подавляющего меньшинства. В основном, люди ни с кем не соревнуются и поэтому живут спокойно и счастливо, без всякого соревнования. А когда ты соревнуешься – то это, конечно, стресс в любом виде спорта. И почему надо детей на эту стезю толкать массовым образом, совершенно непонятно. Я надеюсь, что меня поняли.