О шахматах, шахматистах или кому это нужно (интервью с Екатериной Савкиной, педагогом по шахматам)
Скопировано со страницы ВКонтакте: ЮЛА. Центр развития детей и взрослых
(Новая Усмань, ТЦ "Аксиома", 3-й этаж. Тел. 229-06-35)
=====
Интервью брала Юлия Улумская:
..В гости на январские каникулы приехала сестра моего мужа (она из Москвы) и начала «взахлёб» рассказывать о том, что у них в детских Центрах Москвы и Подмосковья в последнее время вырос спрос на шахматы и шашки. При этом она спросила — а есть ли этот вид спорта в Центре «Юла»? И очень удивилась, когда я сказала, что нет. Вы наверное знакомы с моим убеждением о том, что случайностей не существует (по-крайней мере, я об этом говорю и пишу повсеместно). И я почувствовала, что эта информация тоже была неслучайна! Она побудила меня к действию - точнее, к поиску педагога по шахматам. Шло время. Спустя месяц-полтора я вышла (точнее, меня вывели) на одного важного человека в Воронежском шахматном мире. Мы пообщались, он много чего интересного мне рассказал-поведал и пообещал помочь найти преподавателя. И слово своё сдержал. За что ему, безусловно, большое человеческое спасибо!
И вот, февральским утром раздался телефонный звонок и девушка с приятным голосом сказала, что ей дали мой номер и что она хотела бы прийти пообщаться. Мы поговорили. Встречу решили не откладывать. И вот, спустя несколько дней Катя (именно так её звали) появилась в моём Центре. Интеллигентная. Высокая. Статная. Уверенная в себе. Ей оказалось 26 лет, выпускница Государственного Технического Университета. Любовь к шахматам зародилась у неё еще в детстве. Теперь это — неотъемлемая часть её жизни.
Теперь расскажу своё впечатление о ней. Удивительный, безусловно, человек... Она смотрит в глаза, отвечает вдумчиво и не спеша, но при этом, мне казалось, что в её голове в этот момент мелькают сотни комбинаций, она как-будто просчитывала наперед — что я спрошу и что я отвечу. Для неё это была как-будто игра. В которой она чувствовала себя уверенно и непринужденно. К концу собеседования я поняла, что передо мной неординарный человек — женщина с интеллектуальной природой ума. Комбинации, прогнозы, расчеты - это её стихия. Что-то мне подсказывает, что Катя этим живёт и она этим дышит. Одним словом — она меня впечатлила.. Я тоже хочу вас с ней познакомить. Смотрите. Читайте. Удивляйтесь. Восхищайтесь.
Вы наверное поняли, что Катя будет преподавать шахматы в нашем Центре. Явки-пароли-цены я выложу чуть позже — не хочу «замыливать» интервью с нею.
- Катя, как вы пришли к шахматам? Шахматы — это, по большей части, мужской вид спорта. По крайней мере, так считает большинство.
- Я стала заниматься шахматами в начальных классах. Меня совсем не пугало, что я была единственной девочкой в коллективе. Мне было просто интересно научиться играть в шахматы. Безусловно, в этом виде спорта преобладают шахматисты-мужчины, но даже в Воронеже довольно большое количество шахматисток.
- В соревнованиях вашими оппонентами (соперниками) тоже были женщины? Или вы играли и с мужчинами?
Я играла, как с мужчинами, так и с женщинами в зависимости от того, какие соревнования проходили.
- Что дают шахматы? Какие навыки развивают?
- Сначала отвечу на вопрос - что же такое шахматы? Шахматы — настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта.
Отвечая на вторую часть вопроса отмечу, что во время партии работают сразу два полушария мозга. Человек одновременно использует и логическое, и абстрактное мышление. Логическое мышление – это левое полушарие. Игрок продумывает исход партии, составляет последовательность ходов, строит грамотные цепочки событий. Правое полушарие – это абстрактное мышление. Оно отвечает за создание потенциальных ситуаций. Игрок принимает во внимание возможные ходы противника, строит партию на основе смоделированных ситуаций.
Также в процессе игры активно используется оперативная и долговременная память. Человек стимулирует процессы. Шахматы основаны на цифровой, визуальной и цветовой информации, которую человеческий мозг должен обрабатывать единовременно. Естественно, что такая нагрузка положительно сказывается на интеллектуальных способностях.
Хороший шахматист должен уметь составлять правильные прогнозы, ориентироваться в исходах игры, предугадывать ходы противника. Более того, игрок учится принимать решения быстро, учитывать их последствия. Приобретение этих навыков – неоценимая польза шахмат.
- От какого возраста можно обучать игре в шахматы?
- Специалисты советуют обучать детей игре в шахматы с самого раннего возраста. Если на начальном этапе привить любовь к этой игре, то это положительно скажется на интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Дети учатся логически мыслить, концентрироваться, запоминать информацию. Более того, игра в шахматы развивает у них волю к победе, твердость характера и эмоциональную устойчивость. Проигрыш партии – это тоже важный элемент воспитания. Ребенок учится проигрывать, анализировать собственные ошибки, приобретать неоценимый опыт. Умение достойно пережить проигрыш и извлечь из него выгоду – важная черта характера, которую можно приобрести во время игры в шахматы. Взрослым же шахматы помогают поддерживать свои умственные способности в тонусе, позволяют оттачивать приобретенные ранее навыки.
- Каких профессиональных результатов вы достигли?
- Из значимых:
1 место в первенстве г. Воронеж по шахматам среди девушек до 12 лет в 2001 г.
1 место в первенстве области по шахматам среди девушек до 14 лет в 2002 г.
1 место в первенстве г. Воронеж по шахматам среди юношей до 16 лет в 2003 г.
1 место в чемпионате г. Воронеж по шахматам среди женщин в 2004 г.
Выполнила норму 1 разряда с двумя кандидатскими баллами в 2006 г.
1-2 место на 1 женской доске в «Универсиаде» 2007- 2011 гг..
Кроме того, я состояла в судейской коллегии на соревнованиях местного и международного значения 2007-2013гг..
- Впечатляет!.. Катя. разрешите перейти к вопросам личного характера. Идеальная семья — какой она должна быть?
- Я думаю идеальная семья, это когда отношения построены на любви, взаимопонимании и взаимозаменяемости.
- Знаю, что у вас есть дочь. Она какая? Кто принимает непосредственное участие в ее воспитании?
- Для меня, конечно, она - самая лучшая, добрая и умная. В нашей семье мы с мужем принимаем одинаковое участие в ее воспитании.
- Что для вас — счастье?
- Это когда любимые и родные здоровы и у них все хорошо. Когда они счастливы, тогда и я счастлива!