В преддверии старта первенства области выкладываю ссылку на актуальную редакцию правил вида спорта шахматы.
И отдельно несколько выдержек из правил, которые обычно вызывают наибольшие вопросы.
На открытии мы отдельные из них обговорим.
Но было бы прекрасно, если бы участники соревнований с ними ознакомились.
Они написаны не совсем понятным языком, но если будут вопросы, то мы можем создать ветку по судейству и сделать там разъяснения.
Выдержка из правил, которые обычно вызывают наибольшие вопросы.
3.8.2. Сделать «рокировку». Это перемещение короля и одной из ладей того же цвета по первой от игрока горизонтали, считающееся за один ход короля, выполняется следующим образом: король перемещается со своего начального поля на два поля по направлению к ладье, стоящей на начальном поле, затем эта ладья перемещается на поле, которое король только что пересек.
3.8.2.1. Право на рокировку теряется:
3.8.2.1.1. Если король уже делал ход, или
3.8.2.1.2. С той ладьей, которая уже делала ход.
3.8.2.2. Рокировка временно невозможна:
3.8.2.2.1. Если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной или несколькими фигурами соперника;
3.8.2.2.2. Если между королем и ладьей, с которой намеревались произвести рокировку, находится какая-либо фигура.
3.9.1. Король находится «под шахом», если он атакован одной или несколькими фигурами соперника, даже если эти фигуры не могут пойти на поле, занимаемое королем, так как в этом случае они оставят под шахом или подставят под шах собственного короля.
3.9.2. Ни одна из фигур не может сделать ход, которым оставит под шахом или подставит под шах собственного короля.
4.1. Каждый ход должен делаться только одной рукой.
4.2.1. Только при своем ходе игрок может поправить одну или несколько фигур на их полях, при условии, что он сначала предупредит о своем намерении (например, сказав «я поправляю»).
4.2.2. Любое другое прикосновение к фигуре, за исключением явно случайного, должно рассматриваться как намеренное прикосновение.
4.3. За исключением случая, приведенного в Статье 4.2, если игрок при своем ходе тронул на шахматной доске с намерением сделать ход или взять фигуру:
4.3.1. Одну или несколько своих фигур, он должен сделать ход той фигурой, до которой дотронулся первой, если такой ход возможен,
4.3.2. Одну или несколько фигур соперника, он должен взять ту фигуру, до которой дотронулся первой, если взятие ее возможно,
4.3.3. Одну или несколько фигур каждого цвета, он должен взять первую тронутую фигуру соперника своей первой тронутой фигурой или, если это невозможно, сделать ход первой тронутой фигурой, которой возможно ходить, или взять первую тронутую фигуру, которую возможно взять. Если нельзя установить, тронул ли игрок первой свою фигуру или фигуру соперника, считается, что свою фигуру игрок тронул раньше фигуры соперника.
4.4. Если игрок при своем ходе
4.4.1. Тронул своего короля и ладью, он должен рокировать в сторону этой ладьи, если такой ход возможен;
4.4.2. Намеренно тронул ладью, а затем своего короля, рокировка в сторону этой ладьи во время этого хода не разрешается, и должна быть применена Статья 4.3.1;
4.4.3. Намереваясь сделать рокировку, тронул короля, а затем и ладью, но рокировка с этой ладьей невозможна, игрок должен сделать другой, возможный ход королем, (который может включать рокировку с другой ладьей). Если у короля нет возможного хода, игрок может сделать любой возможный ход;
4.4.4. Превращает пешку, выбор фигуры завершен, когда эта фигура коснулась поля превращения.
4.5. Если ни одна из тронутых в соответствии со Статьями 4.3 и 4.4 фигур не может сделать ход или быть взятой, игрок может сделать любой возможный ход.
4.6. Действие превращения пешки может быть выполнено различными способами:
4.6.1. Не обязательно ставить пешку на поле превращения,
4.6.2. Удаление пешки и установка новой фигуры на поле превращения может осуществляться в любом порядке.
4.6.3. Если на поле превращения находится фигура соперника, она должна быть взята.
4.7. Если при возможном ходе или в качестве части возможного хода фигура поставлена на поле и игрок выпустил ее из рук, она не может быть переставлена на другое поле на этом ходу.
Ход считается сделанным в случае:
4.7.1. Взятия, когда взятая фигура снята с доски, и игрок, поставив свою фигуру на ее новое поле, отпустил руку от фигуры, совершившей взятие;
4.7.2. Рокировки, когда игрок отпустил руку от ладьи, поставленной на поле, ранее пересеченное королем. Когда игрок отпустил руку от короля, ход еще не сделан, но игрок уже не имеет права сделать любой другой ход, кроме рокировки в эту сторону, если она возможна. Если рокировка в эту сторону невозможна, игрок должен сделать другой возможный ход своим королем (который может включать рокировку с другой ладьей). Если король не имеет возможного хода, игрок может сделать любой возможный ход;
4.7.3. Превращения пешки, когда игрок отпустил руку от новой фигуры, поставленной им на поле превращения, и пешка снята с доски.
4.8. Игрок теряет право заявлять о нарушении соперником любой из Статей 4.1 – 4.7, как только он коснется фигуры с намерением ее перемещения или взятия.
6.2.2. Игроку должно быть разрешено нажать свои часы после сделанного хода, даже после того, как соперник сделал свой следующий ход. Время между выполнением хода на шахматной доске и нажатием часов рассматривается как часть времени, отведенного игроку.
6.2.3. Игрок должен нажимать свои часы той же рукой, которой он сделал свой ход. Игрокам запрещено держать палец на часах или «нависать» над ними.
6.2.4. Игроки должны правильно обращаться с часами. Запрещается нажимать часы с силой, поднимать, нажимать часы, прежде чем сделан ход, или стучать по ним. Неправильное обращение с часами должно наказываться в соответствии со Статьей 12.9.
6.2.5. Поправлять фигуры разрешено только игроку, чьи часы идут.
6.8. Флажок считается упавшим, когда это замечает арбитр или какой-либо игрок сделает обоснованное заявление об этом.
6.9. Если игрок не завершил предписанное количество ходов за отведенное ему время, партия считается проигранной этим игроком, кроме случаев, когда применяется одна из Статей 5.1.1, 5.1.2, 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3. Однако партия признается ничьей, если позиция такова, что соперник не может поставить мат королю игрока любой серией возможных ходов.
6.10.1. Каждое показание шахматных часов считается окончательным, если только у часов нет какого-либо очевидного дефекта. Шахматные часы с очевидным дефектом должны быть заменены арбитром, который должен принять наилучшее решение при определении времени, которое должны показывать часы, заменившие неисправные.
6.10.2. Если во время игры будет обнаружено, что установка времени на одних или обоих часах была неправильной, игрок или арбитр должен немедленно остановить часы. Арбитр должен выставить правильную установку часов и, если необходимо, скорректировать время и счетчик ходов. При определении времени для новой установки часов он должен принять наилучшее решение.
6.11.1. Если партию необходимо прервать, арбитр должен остановить часы.
6.11.2. Игрок может остановить часы только для того, чтобы обратиться за помощью к арбитру, например, для получения отсутствующей фигуры при превращении пешки.
6.11.3. Решение о возобновлении игры должен принимать арбитр.
6.11.4. Если игрок остановил часы, чтобы обратиться за помощью к арбитру, арбитр должен определить, есть ли у игрока какая-либо обоснованная причина для этого обращения. Если у игрока нет обоснованной причины для остановки часов, то игрок должен быть наказан в соответствии со Статьей 12.9.
Статья 7. Нарушения.
7.2.1. Если во время игры обнаруживается, что начальная позиция фигур была неправильной, игра должна быть отменена, и должна быть сыграна новая партия.
7.3. Если во время игры до того, как каждым игроком были завершены 10 ходов, обнаруживается, что игра началась цветами, которые противоположены назначенному, игра должна быть отменена, и должна быть сыграна новая партия. Как только каждым игроком были завершены 10 ходов или больше, игра должна быть продолжена.
7.4.1. Если игрок сместил одну или несколько фигур на доске, он должен восстановить правильную позицию за счет своего времени.
7.4.2. При необходимости игрок или его соперник должны остановить часы и обратиться за помощью к арбитру.
7.4.3. Арбитр может наказать игрока, сместившего фигуры.
7.5.1 Невозможный ход завершен, как только игрок нажал свои часы. Если во время игры обнаруживается, что был завершен невозможный ход, должна быть восстановлена позиция непосредственно перед нарушением. Если позиция непосредственно перед нарушением не может быть определена, партия должна продолжаться с последней, восстановленной до этого нарушения, позиции.
7.5.2 Если игрок передвинул пешку на самую дальнюю от себя горизонталь, нажал часы, но не заменил пешку на новую фигуру, такой ход считается невозможным. Пешка должна быть заменена на ферзя того же цвета, что и цвет пешки.
7.5.3. Если игрок нажимает часы не делая хода, это надо учитывать и наказывать как при невозможном ходе.
7.5.4. Если для выполнения одного хода игрок использует две руки (например, в случае рокировки, взятия фигуры или превращения пешки) и нажимает часы, это надо учитывать и наказывать как при невозможном ходе.
7.5.5. После мер, принятых в соответствии со Статьей 7.5.1, 7.5.2, 7.5.3 или 7.5.4, за первый завершенный игроком невозможный ход арбитр должен добавить его сопернику две минуты дополнительного времени; за второй, завершенный тем же игроком невозможный ход арбитр объявляет о проигрыше партии этим игроком. Однако партия заканчивается вничью, если позиция такова, что соперник не может поставить мат королю игрока любой серией возможных ходов.
7.6. Если во время игры обнаружено, что какая-либо фигура смещена от своего правильного положения на доске, то должна быть восстановлена позиция до нарушения. Партия должна быть продолжена с этой восстановленной позиции.
Если позиция до нарушения не может быть установлена, игра должна продолжаться с последней восстановленной позиции.
Статья 9. Ничья.
9.6. Партия заканчивается вничью, если возникает одна или обе следующие ситуации:
9.6.1. Одинаковая позиция появилась, как описано в Статье 9.2.2, по крайней мере пять раз;
9.6.2. Любая серия из по крайней мере 75 ходов была выполнена каждым игроком без продвижения какой-либо пешки и без какого-либо взятия. Если последний ход приводит к мату, он имеет приоритет.
Статья 11. Поведение игроков.
11.1. Игроки не должны предпринимать никаких действий, создающих плохую репутацию шахматной игре.
11.2.1. «Игровая зона» определяется как «игровая площадка», комнаты отдыха, туалетные комнаты, буфет, места, отведенные для курения, а также все другие места, указанные арбитром.
11.4. Игроки, которые закончили свои партии, считаются зрителями.
11.5. Запрещается отвлекать или беспокоить соперника каким бы то ни было способом. Это включает в себя необоснованные претензии, необоснованные предложения ничьей или внесение источника шума в игровую зону.
11.7. Упорный отказ игрока выполнять Правила должен наказываться присуждением поражения. Результат, который будет присужден сопернику, определяется арбитром.
11.9. Игрок имеет право просить арбитра объяснить отдельные пункты Правил.
Статья 13. Быстрые шахматы.
13.1. «Быстрые шахматы» – это игра, в которой каждый игрок должен завершить все ходы или в установленное время, составляющее больше 10 минут, но меньше 60 минут, или в предоставленное время плюс какое-то дополнительное время, умноженное на 60, составляющее больше 10 минут, но меньше 60 минут.
13.2. Игроки не обязаны записывать ходы, но не теряют своих прав на заявления, основанные, как правило, на записи партии. Игрок может в любой момент попросить арбитра обеспечить его бланком для записи партии, чтобы записывать ходы.
13.3.1. Правила спортивной дисциплины шахматы должны применяться, если:
13.3.1.1. Один арбитр наблюдает самое большое за тремя партиями, и
13.3.1.2. Каждая игра записывается арбитром или его помощником и, если возможно, с помощью электронных средств.
13.3.2. Игрок может в любое время, при своем ходе, попросить арбитра или его помощника показать ему бланк с записью партии. Это можно требовать максимум пять раз в игре. Большее число запросов необходимо рассматривать как отвлечение соперника.
13.4. В противном случае применяются следующие правила:
13.4.1. Как только каждый игрок завершит десять ходов из начальной позиции,
13.4.1.1. Не могут быть сделаны никакие изменения в установку времени на часах, если только это не будет благоприятно отражаться на расписании соревнования;
13.4.1.2. Не могут быть приняты никакие заявления относительно неправильной расстановки фигур или неправильной ориентации шахматной доски.
В случае неправильного размещения короля рокировка не разрешается.
В случае неправильного размещения ладьи, рокировка с этой ладьей не разрешается.
13.4.2. Если арбитр видит действие, описанное в Статье 7.5.1, 7.5.2, 7.5.3 или 7.5.4, он должен действовать в соответствии со Статьей 7.5.5, при условии, что соперник не сделал свой следующий ход. Если арбитр не вмешивается, соперник имеет право заявить о невозможном ходе, если он не сделал свой следующий ход. Если соперник не делает соответствующего заявления и арбитр не вмешивается, невозможный ход остаётся в силе, и партия должна быть продолжена. После того, как соперник сделал свой следующий ход, невозможный ход не может быть исправлен, если об этом не договорятся игроки без вмешательства арбитра.
13.4.3. Чтобы сообщить о выигрыше по времени, заявитель может остановить часы и уведомить арбитра. Тем не менее, партия заканчивается вничью, если позиция такова, что соперник не может поставить мат королю игрока любой серией возможных ходов.
13.4.4. Если арбитр замечает, что оба короля находятся под шахом или пешка, находится на самой дальней от начального положения горизонтали, он должен подождать до тех пор, пока не будет завершен следующий ход. Тогда, если на доске все еще сохраняется невозможная позиция, он должен объявить, что партия закончилась вничью.
13.4.5. Если арбитр наблюдал падение флажка, он также должен объявить об этом.