Общепризнанно сильнейший воронежский шахматист и известный тренер Константин Валерьевич Чернышов ответит на вопросы пользователей форума
Просьба задавать вопросы гроссмейстеру в этой теме
Интервью с гроссмейстером К.В.Чернышовым
Сообщений 1 страница 30 из 79
Поделиться12020-10-31 20:12:19
Поделиться22020-11-01 10:40:11
Задам первые вопросы - как человек одного поколения с гроссмейстером
Константин, в Вашем поколении (плюс-минус 5-7 лет) в Воронеже было немало талантливых шахматистов.
Как Вы считаете, почему из них именно Вам удалось достичь наибольших успехов?
Что сказалось: природный талант, труд, система подготовки, вклад тренеров, что-то еще?
Когда Вы почувствовали качественный скачок в уровне своей игры?
Кто из того поколения, на Ваш взгляд, не реализовал до конца свой потенциал и мог добиться значительно большего?
Поделиться32020-11-01 11:20:11
Я бы не сказал, что был самым талантливым из той звездной плеяды молодых шахматистов. Мы попали в сложное время перемен в стране. Кто-то ушел в бизнес, кто-то понял, что для реализации нужно приложить слишком много финансовых средств и прочих усилий. Сложно сказать. Плюс мне повезло! В свое время я попал в гроссмейстерскую школу Тиграна Петросяна. Общение с одним из величайших шахматистов мира оставило свой след. Но помимо Петросяна там был главный тренер - Александр Сергеевич Никитин. На минуточку, он был главным тренером сборных команд Советского Союза! А тогда кого попало не назначали. И... тренером Гарри Каспарова. Мы до сих пор с Александром Сергеевичем в очень добрых отношениях. Много беседовали. И когда разговоры шли на шахматные темы, то, конечно, и о методике и о шахматной психологии и шахматной философии. Именно благодаря общению с А.С. Никитиным я захотел стать тренером. А потом "пришлось" стать гроссмейстером.
Еще один важный момент: каждый из тренеров, с кем я работал, безусловно, вложил в меня и часть души и часть своих знаний. С шахматами меня познакомил мой Папа. И когда я пришел к первому тренеру Владимиру Александровичу Мануковскому, я быстро побил всех его учеников, кроме Жени Маркиной и Димы Борисова. И быстро выполнил 4-ый разряд. Кстати, несмотря на всеобщее негативное отношение к В.А. Мануковскому, как тренер, он хорошо понимает процесс и имеет методику работы. Другое дело, что есть проблемы здоровья... Затем, я занимался у Сергея Александровича Кислова. А это традиционно: сильный миттельшпиль и динамика. На 2 года уезжал с родителями в Сибирь в Ангарск. И опять повезло! Я работал с одним из лучших тренеров Иркутской области Эдуардом Федоровичем Хантаковым. Личность была незаурядная! Мне кажется, оттуда я унес волевой сибирский характер. До сих пор, считаю Ангарск моей второй Родиной. Когда приезжал в Иркутск на чемпионат России встречался с ангарчанами, как с родными людьми... И все же чего то не хватало. Качественный скачок произошел, когда я стал работать сначала завучем, а потом тренером в СДЮШОР № 13. Там была шахматная библиотека! И я закопался в книгах. Когда наступил период активного профессионального участия в соревнованиях - это дало возможность сформировать свою концепцию игры. Не случайно, когда в последствии меня пригласили в межрегиональную шахматную школу гроссмейстеров (Кострома), коллеги взяли на вооружение мои методические разработки.
Не раскрылись полностью, конечно, Валерий Евгеньевич Лисик и Дима Чуприков. У Лисика вообще невероятное позиционное чутье. Несомненно Валерий Евгеньевич должен был стать гроссмейстером большой силы. А Дима... очень жаль! Пример того, как человек сам губит свой талант. Тем не менее, на мой взгляд, не меньших успехов достиг и Владимир Станиславович Беликов. В какой-то момент он ушел в штаб Крамника. А значит, поставил крест на себе! Штабная работа ограничивает личный рост. Но это известный в мире гроссмейстер с собственным шахматным мировоззрением. Добавлю, что позже добиться более серьезных успехов могли четыре ученика, с которыми я работал: Женя Мещерякова, Белла Игла (Тамбов), Алена Малашенко и Алексей Владимирович Костин. Вмешалось Время Перемен... Рухнула держава. Не было средств. В тот момент, когда нужен был прыжок, в Воронеже сделать это было невозможно. Женя стала гроссмейстером, но могла войти в элиту женских шахмат страны, Белла тоже стала гроссмейстером и... членом Олимпийской сборной Израиля, Алена остановилась за полшага до звания мастера... Что делать? Нужно было выбирать. Туманные перспективы шахматиста или крепкое материальное положение. Больше всего, переживал за Алексея! С его способностями... Но, каждый выбирай для себя...
Поделиться42020-11-01 12:38:15
Перечитал свой текст и обратил внимание, что многие дети и родители сейчас не поймут, почему в те времена 4-й разряд было уже "круто". У меня до сих пор где-то хранится партия с Максимом Четвериком из... четвертого условного разряда! Все аккуратно записано на бланке. И это полноценная партия, где, при всех ошибках "будущих маэстро", уровень игры не меньше современного первого. Кстати, Максим меня тогда обыграл...
Поделиться52020-11-01 13:29:22
Странно почему воронежцы так пасивны и не задают вопросов? Интересный же человек.
А скажите пожалуйста вы сейчас в Воронеже тренеруете?
Поделиться62020-11-01 14:13:27
Непосредственно в Воронеже у меня учеников мало. Как государственный тренер я отвечаю за работу межрегиональной шахматной школы гроссмейстеров (Кострома) одной из гроссмейстерских школ, задача которых подготовка резерва сборных команд страны. Школа за несколько лет работы показала очень высокие результаты. Среди наших слушателей уже появился первый гроссмейстер - Арсений Нестеров. На подходе Александра Димитрова. Целая плеяда юниоров, которые показывают великолепные результаты на первенствах России, Европы и мира: Савва Ветохин, Олеся Федорова, Илья Липилин и много других. Это безусловная заслуга работы моих коллег очень высокого тренерского класса - Людмилы Сергеевны Белавенец, Дмитрия Вадимовича Кряквина, Сергея Николаевича Слугина, Натальи Константиновны Каревой и отличных организаторов - Андрея Васильевича Белетского и Анатолия Борисовича Лебедева. В эпоху интернета мы работаем с детьми из разных городов и даже стран. Дело в том, что среди слушателей школы уже есть и чемпионы своих стран в юниорских турнирах!
Кстати, мы стараемся давать информацию о своей работе, в том числе и развитии современных методик. Уже выпущены четыре сборника лекций тренеров нашей школы: "Шахматные каникулы" 1,2,3,4.
Поделиться72020-11-01 14:24:25
Константин Валерьевич, одобряли ли Ваши родители увлечение шахматами? А выбор жизненного пути? Какой родитель Вы сами, как удалось привить дочери любовь к шахматам?
Поделиться82020-11-01 14:57:26
Все было по разному. Чаще родители приводят детей для общего развития. Потом появляются амбиции ))). Но бывает и по другому. Я работал, как тренер, не только в России, но и за рубежом (Венгрия, Германия, Польша). Как-то довелось работать с двенадцатилетним мальчиком. Папа - известный в Польше врач подошел ко мне и спросил с надеждой: "У моего сына нет в шахматах перспектив?" Я разочаровал отца: "Мальчик будет очень сильно играть!" Это был Радек Войташек - один из лучших молодых гроссмейстеров Польши сегодня.
Родители всегда стоят перед дилеммой: с одной стороны, конечно, мой ребенок самый талантливый! С другой стороны, что ему дадут шахматы? Может ли он (она) здесь иметь "корочку хлеба"? Но этот выбор не только в шахматах, а в принципе в спорте, искусстве, культуре. В свое время я имел очень интересный разговор с хорошим своим товарищем, выдающимся тренером Сергеем Березюком. Он из Белоруссии, но много лет живет и работает в Чехии. Знаменитая "Бескидская школа шахмат" - это его детище. К нему обратились из вьетнамского консульства с просьбой заниматься с мальчиком 10-ти лет.
- А что Вы хотите?
- Чтобы мальчик стал гроссмейстером.
- Извините, но Вы не по адресу. Я этим не занимаюсь.
- Как так? Среди ваших учеников столько известных шахматистов.
- Да. Но это - побочный результат!
- Не понимаем...
- Если мы начнем работать, то в четко прописанную программу подготовки войдут следующие компоненты: ежедневно спорт (плавание, бег, прогулки в горах), изучение иностранных языков (два на выбор плюс латинский) и непосредственно шахматы четыре часа в день. Но при этом, я не гарантирую, что юниор будет гроссмейстером. Только когда он окончит школу, он будет иметь такие знания (иностранные языки, владение компьютером, психология, общее образование), что его с руками оторвут на работу самые престижные компании.
- Сейчас мальчик стал молодым гроссмейстером.
Что касается моей дочери и сына. Детей никогда не заставляли играть в шахматы. Просто они всегда были рядом с ними. Максим в итоге решил, что первого разряда достаточно. А Наташа захотела тоже стать тренером. И тогда я объяснил, что для тренера высокого класса тоже нужно иметь определенный уровень игры. Она стала мастером. И, возможно, станет гроссмейстером. Хотя здесь Папа однажды сильно помешал! В Венгрии она шла на норму гроссмейстера и... в последнем туре мы встретились на первом столе... Наташе нужна была победа и норма гроссмейстера. Мы сыграли вничью.
Конечно, я ей помогал расти и как шахматисту, и как тренеру. Сейчас она первоклассный специалист. Могу сказать, в ее возрасте у меня не было таких успехов в работе с учениками!
Поделиться92020-11-01 15:14:46
Да. И если вопрос касался моих лично Папы и Мамы. Они помогали. Но никогда не вмешивались в работу тренеров. Но сколько себя помню, дома всегда была творческая атмосфера: Мама привила любовь к музыке, Папа рисовал в свободное от работы время. Я с детства увлекался поэзией. Особенно серебряного века и тридцатых годов прошлого века.
Поделиться102020-11-01 15:16:31
Спасибо! Очень интересный и полезный ответ!
Поделиться112020-11-01 15:17:23
Пишете ли Вы стихи?
Поделиться122020-11-01 15:19:27
Скажите пожалуйста как вы относитесь к тому что сейчас многие секции стали платными? Спасибо.
Поделиться132020-11-01 15:20:01
Да. Времени, увы, нет. Но под настроение строчки бегут сами. Как-то даже написал сказку в стихах )))
Мой Друг! Меж нами километры
Зимой завьюженных дорог,
Часы волнений и тревог,
Нас обдувающие ветры.
Меж нами время: друг ли, враг?
Столетья много или мало?
И где Любовь берет начало,
И что скрывает Смерти мрак?..
Чу, колокольчик! Это тройка
Почтовая везёт письмо.
Тобой отправлено оно
/ Меня нашедши Бог как весть ! /
Обратный адрес ниже: Мойка,
Лишь номер я не смог прочесть …
Я весь в волненьи, что за шутки!
Но нет сомнений – подпись: Пушкин …
Листы осеннею листвою
Дрожат в руках моих, шурша,
И я читаю, чуть дыша.
Я ничего от Вас не скрою!..
Песнь первая.
За озерной далью синей,
Где шумят листвой леса ,
Там лежит моя Россия
От начала до конца.
Среди книжек многотомных,
Средь журналов и газет
Нежно, с гордостью, любовно
Пишет о Тебе Поэт.
Про пшениц поля густые,
Про леса, про отчий дом.
Сказки я люблю простые –
С детства вынес их мальцом .
Хорошо! Вот дивный вечер
Мглой окутал все вокруг.
Свечка. Жар российской печи.
Сказки. Слушай их мой Друг!..
По дороге, точно той же,
Что и три богатыря
Шли когда-то, мчится тройка,
Колокольцами звеня.
В ней с Тобою мы, Читатель,
Попадем в страну чудес,
Где изба на курьих ножках
Сторожит волшебный лес …
Ночью поздней Стужа злая,
Буйным ветром управляя,-
Чтобы он не спал, а дул,-
Заступила в караул.
Это ее начало.
Поделиться142020-11-01 15:23:12
Скажите пожалуйста как вы относитесь к тому что сейчас многие секции стали платными? Спасибо.
Да что же в этом хорошего? Я вырос в советское время. И с уверенностью могу сказать: столько сколько делало государство для детей тогда, наши дети не имеют. Ну а взрослые и подавно! Я из семьи рабочих. А их сын стал гроссмейстером. Обычное дело! Сегодня, увы, это не всем по карману...
Поделиться152020-11-01 15:30:19
Кстати, стали платными не только кружки и секции, но и медицина. Что лечить стали лучше? И образование. Учить стали лучше? И многое что еще. Я занимался в шахматной школе бесплатно. И на сессии школы Петросяна ездил бесплатно. И на соревнования... Думаю, что только теперь люди, оглядываясь назад, начинают понимать, как жестоко их обманули!
Поделиться162020-11-01 15:42:10
Спасибо. Согласен с вами полностью. У ребенка есть желание заниматся каким либо видом спорта, а родители работают подчас на двух работах и не могут из за финансовых проблем дать ребенку заниматься.
Поделиться172020-11-01 15:42:52
Константин Валерьевич, наверняка у Вас есть свой взгляд на шахматную жизнь в Воронеже. Что бы Вы посоветовали предпринять для ее улучшения?
Поделиться182020-11-01 15:48:09
Как вам рейтинговая система ФШР?
Не считаете ли странным когда к примеру Карлсен и КО играя в "наших" турнирах получают стартовую 1000 ?)))
Поделиться192020-11-01 15:51:30
Как вы относитесь к игре в блиц и рапид среди детей ? Помню нас в детстве тренер всегда гонял когда мы блицевали. Говорил,что бытсрая игра только для 1 разрядников и выше.
А вы как считаете ?
Поделиться202020-11-01 15:54:52
Я уже давно вне шахматной жизни Воронежа. И не потому что это мне безразлично. Нет Не безразлично. В меру своих возможностей я помогал воронежским юниорам участвовать на сессиях гроссмейстерской школы МШШГ (Кострома), в том числе бесплатно. Но сейчас, возможно, приведу пример, который многим моим коллегам-воронежцам не понравится. Я общался с липчанами. И как-то они мне сказали: "Знаешь, нас всегда поражало - вот стоят рядом с нами два воронежца. Разговариваем. Все нормально. Но как только один отходит в сторону, второй начинает про него говорить всякие гадости!" Мне кажется, что шахматистам нужно вспомнить, что мнение другого человека имеет не только право на существование. Очень много личных оскорблений. Очень много конфликтов выходит в публичную плоскость. Это наносит огромный урон авторитету и нашего города, и нашей воронежской шахматной школы.
Поделиться212020-11-01 16:01:50
Как вам рейтинговая система ФШР?
Не считаете ли странным когда к примеру Карлсен и КО играя в "наших" турнирах получают стартовую 1000 ?)))
Шахматный мир стремительно меняется. Я, например, играл партии, когда они еще откладывались! Удивительное было время. Прошел контроль. Записываешь секретный ход в конверт и... дома предстоит упоительный анализ отложенной позиции! Сейчас в эпоху компьютерных программ - это просто смешно. Правда? Что касается рейтинговой системы. Не знаю к чему это приведет. ФШР ищет новые формы работы. Это правильно. Но бывают и ошибки и мне понятно почему. К сожалению, наша отечественная шахматная школа разрушена. Задача специалистов, которые работают сегодня: сохранив все лучшее, что имели раньше связать с колоссальными изменениями в шахматах. Выработать новые методики работы. Удобные и практичные. Но вопросы рейтингов и квалификации - это не совсем моя сфера вопросов. Я работаю в других направлениях.
Поделиться222020-11-01 16:06:14
Как вы относитесь к игре в блиц и рапид среди детей ? Помню нас в детстве тренер всегда гонял когда мы блицевали. Говорил,что бытсрая игра только для 1 разрядников и выше.
А вы как считаете ?
Сегодня, как Вы знаете, проходят чемпионаты мира по блицу и быстрым шахматам. Мы - тренеры России должны учить детей противостоять нашим конкурентам и здесь. Однако! До определенного уровня блиц, безусловно, может быть вреден. Особенно неконтролируемый (по минутке) и не ограниченный. Сначала понимание, потом действие! Мы ставим на нашей школе основы стратегического мышления. Это сложный процесс. Но, опираясь, на понимание можно играть при любом контроле.
Поделиться232020-11-01 16:10:18
Кстати, я помню, как Александр Сергеевич Никитин однажды без стука зашел к нам в комнату, где я и Боря Гельфанд (тот самый) играли в блиц на мандарины. У каждого рядом уже гора шкурок лежала. Никитин ухмыльнулся, спросил какой счет. Ну мы: равный, но мандарины закончились... Он выходит, и через пару минут возвращается с кульком мандаринов в руках!
Поделиться242020-11-01 16:10:57
Не считаете ли странным когда к примеру Карлсен и КО играя в "наших" турнирах получают стартовую 1000 ?)))
Прошу прощения, что вмешиваюсь, но данное неизвестно откуда взятое утверждение не соответствует действительности
Посмотрите какой-нибудь турнир участием Карлсена в базе ФШР (с турнирами, проводимыми ФШР - то же самое) - его начальный рейтинг за 2800, как и ожидалось
Серьезная проблема с начальным рейтингом 1000 в системе рейтингов ФШР действительно есть, но она никак не связана с иностранцами
Этот момент неоднократно обсуждался в другой теме на форуме, и его следует обсуждать там
Поделиться252020-11-01 16:14:30
Общепризнанно сильнейший воронежский шахматист и известный тренер Константин Валерьевич Чернышов ответит на вопросы пользователей форума
Просьба задавать вопросы гроссмейстеру в этой теме
Прекрасная идея, можно попробовать со многими нашими ведущими шахматистами/тренерами в разных темах сделать такие конференции.
Константин Валерьевич, можете рассказать:
1. Что имело самое большое значения для вашего шахматного становления? Может быть этот опыт смогут использовать наши ведущие юниоры.
2. Что по-вашему является самой сильной стороной у вас как шахматиста?
3. Как вам получилось несколько раз в жизни показывать результаты, где перфоманц был гораздо выше вашего рейтинга.
4. Можете привести несколько партий который вы считаете самыми лучшими/памятными в вашей карьере.
Спасибо.
Поделиться262020-11-01 16:16:43
Что полезней для юного шахматиста - изучать партии классиков или следить за современными турнирами? Чей стиль игры из современных гроссмейстеров Вам нравится?
Поделиться272020-11-01 16:34:51
Прекрасная идея, можно попробовать со многими нашими ведущими шахматистами/тренерами в разных темах сделать такие конференции.
Константин Валерьевич, можете рассказать:
1. Что имело самое большое значения для вашего шахматного становления? Может быть этот опыт смогут использовать наши ведущие юниоры.
2. Что по-вашему является самой сильной стороной у вас как шахматиста?
3. Как вам получилось несколько раз в жизни показывать результаты, где перфоманц был гораздо выше вашего рейтинга.
4. Можете привести несколько партий который вы считаете самыми лучшими/памятными в вашей карьере.Спасибо.
Столько вопросов... на целую лекцию.
1. Наибольшее для меня значение для становления имело ПОРАЖЕНИЕ... Когда я выехал впервые на международный турнир в Польшу, результат был для меня ошеломительным: я - простой кандидат в мастера в сильной швейцарке набрал 6 очков из 9, с ходу выполнил первую норму мастера и получил оценку 2485! Это "немного" вскружило голову. И тут... меня приглашают участвовать в круговом гроссмейстерском турнире (еще в Чехословакии), да на таких условиях! Все оплачивается - проживание, питание, еще и стартовые дают! И... меня побили! В турнире играли серьезные шахматисты еще "старой школы" - Штоль, Гипслис... Я был шокирован... И задал себе вопрос: Чем я отличаюсь от гроссмейстера? Я провел детальный анализ сыгранных партий, выявил все критические моменты и начал сравнивать с игрой ведущих гроссмейстеров. Я кое-что понял. После чего шел процесс ежедневной работы примерно 7-8 месяцев. Мне удалось кардинально изменить ряд компонентов. Хотя не все.
2. Вопрос не совсем честный! Я еще иногда играю, хотя уже очень мало. Но, думаю, что оптимизм...
3. Я всегда играл в шахматы не ради результата. Мне просто нравится играть в шахматы. Поэтому, ключевым фактором было творчество! Мне все равно, какой рейтинг или какое звание у моего противника. Чем сильнее, тем интереснее! Почему так получилось в турнирах? Может быть именно по этому. Противники думали о результате, а я о том, какая интересная идея. Хотя это просто гипотеза.
4. Первой партией стала партия черными против Максима Сорокина.Еще в юниорских соревнованиях. Мы, кстати, дружили. В партии мне удалось его очень красиво разгромить в Улучшенной Защите Стейница. Потом при встрече он часто вспоминал эту партию. А потом так нелепо погиб в аварии (((
Партия против Белявского, за что меня назвали "Шахматный Хулиган". Конечно, очень памятная против Грищука. Все-таки победа принесла победу всей воронежской команде. Воронеж гремел тогда по всему миру! Много партий... Но Вы итак мое творчество показываете на занятиях юниоров...
Поделиться282020-11-01 16:41:29
Что полезней для юного шахматиста - изучать партии классиков или следить за современными турнирами? Чей стиль игры из современных гроссмейстеров Вам нравится?
Должен быть здоровый симбиоз. Чтобы видеть будущее, нужно хорошо знать прошлое! К примеру, Гарри Каспаров. Он сам писал, что изучил ВСЕ партии Алехина. И выигранные, и проигранные, и ничейные. Взял на вооружение приемы атаки и защиты, взаимодействие фигур, динамику... Разбирая партии Каспарова, я подчеркиваю на занятиях: А вот идея Алехина! Посмотрите - это взято из его партии 1913 года. Но тут правильнее поставить вопрос иначе: юниоры ДОЛЖНЫ читать! Без самообразования, наступит остановка.
Из современных, пожалуй, Аронян и Дубов. Но вообще: Рубинштейн и Петросян...
Поделиться292020-11-01 18:24:33
Здравствуйте Константин Валерьевич. Судя по Вашим партиям и книгам Вы хорошо играете эндшпиль. Лично мне понравилась Ваша книга "Путешествие в шахматные окончания" . Хотел бы Вам задать вопрос по этой тематике. Как развивать умения игры в эндшпиле? Какие книги посоветуете прочитать по эндшпилю? Лично я прочитал книги Дворецкого по этой теме, Авербаха, Шерешевского. Возможно у Вас есть другие рекомендации, например на иностранном языке. Заранее спасибо.
Поделиться302020-11-01 18:40:28
Здравствуйте Константин Валерьевич. Судя по Вашим партиям и книгам Вы хорошо играете эндшпиль. Лично мне понравилась Ваша книга "Путешествие в шахматные окончания" . Хотел бы Вам задать вопрос по этой тематике. Как развивать умения игры в эндшпиле? Какие книги посоветуете прочитать по эндшпилю? Лично я прочитал книги Дворецкого по этой теме, Авербаха, Шерешевского. Возможно у Вас есть другие рекомендации, например на иностранном языке. Заранее спасибо.
Одна из эталонных книг на эту тему - это "Теория и практика шахматных окончаний" А.Н. Панченко. Отличный учебник окончаний. Хорошая книга "600 окончаний" Портиша и Шаркози. Вышла весьма неплохая книга Лобача "Тактика и эндшпиль" и, безусловно, я бы очень рекомендовал "Доминация" Каспаряна. Эта книга выходила в советские времена в двух видах: на английском и на русском в двух томах. Содержит этюды на доминацию, что очень полезно для практиков. Там больше двух с половиной тысяч этюдов. Много? я прошел ее несколько раз...