Правила шахмат Фишера
Поле, фигуры, ходы
В шахматы Фишера играют на обычной 64‑клеточной шахматной доске, стандартным набором фигур, ходящих по обычным правилам классических шахмат, за исключением правил рокировки.
Начальная позиция
Начальная расстановка фигур выбирается отдельно для каждой партии. Это можно сделать с помощью компьютерной программы «fischerandom chess computerized shuffler». Программа случайным образом выбирает начальную позицию, соблюдая следующие ограничения:
- пешки находятся на тех же позициях, что и в обычных шахматах (на второй и седьмой горизонталях), фигуры размещаются за рядом своих пешек;
- одна ладья должна находиться слева от короля, другая — справа (таким образом, король в начальной позиции не может находиться на вертикалях «a» и «h»);
- слоны должны находиться на полях разного цвета;
- начальные позиции белых и чёрных являются симметричными относительно горизонтальной линии, проходящей по середине доски (то есть чёрные фигуры должны стоять на тех же вертикалях, на которых стоят одноимённые белые).
Нетрудно убедиться, что данная процедура позволяет получить каждую из 960 начальных позиций, причём с равной вероятностью.
Одна из начальных позиций совпадает с начальной позицией классических шахмат.
Правила рокировки
Единственный ход, который отличается от классических шахмат — рокировка. Всего возможны 84 рокировки (42 — для белых и 42 — для чёрных фигур). Правила рокировки следующие.
Независимо от фактического положения короля и ладей, рокировка короля и ладьи, находящейся от него со стороны вертикали «a» (для белых — слева, для чёрных — справа) традиционно называется «длинной рокировкой» (обозначается «0-0-0»), а короля и ладьи, находящейся от него со стороны вертикали «h» (для белых — справа, для чёрных — слева) — «короткой рокировкой» («0-0»).
В результате «короткой рокировки» король всегда ставится на вертикаль «g», а ладья — на вертикаль «f». В результате «длинной рокировки» король всегда ставится на вертикаль «c», а ладья — на вертикаль «d». Таким образом, независимо от начального положения, после рокировки король и ладья оказываются на тех же местах, где они оказались бы после рокировки в классических шахматах.
Если одна из рокируемых фигур в начальной позиции уже стоит на конечном поле рокировки, то в результате рокировки она остаётся на этом поле, и перемещается только вторая фигура.
Рокировка допустима при следующих условиях:
- король и ладья, участвующая в рокировке, не сделали в партии ни одного хода (в том числе не рокировались);
- все поля между начальной и конечной позицией короля и начальной и конечной позицией рокируемой ладьи свободны, без учёта самих рокируемых фигур;
- конечные поля для короля и ладьи свободны (рокировка не может проводиться со взятием);
- король при перемещении на конечную позицию не проходит битое поле (если король при рокировке «перепрыгивает» через ладью, она также не должна находиться под боем);
- король не находится под шахом перед рокировкой (запрещена рокировка «из-под шаха»);
- король не находится под шахом после рокировки (запрещена рокировка «под шах»).
В зависимости от начальной позиции, возможны четыре варианта перемещения фигур при рокировке:
- король и ладья перемещаются на свободные поля (рокировка в два шага, как в обычных шахматах);
- король и ладья меняются местами;
- рокировка короля (когда перемещается только король, а ладья уже стоит на конечной позиции);
- рокировка ладьи (когда перемещается только ладья, а король уже стоит на конечной позиции).
В соответствии с этим, возможны различные варианты порядка перемещения фигур. В отличие от классических шахмат, где твёрдо установлено, что при рокировке игрок обязан сначала переместить короля, в шахматах Фишера игрок вправе перемещать рокируемые фигуры в том порядке, в котором ему удобнее. Чтобы избежать недоразумений, действует следующее правило: при игре с контролем времени ход считается сделанным, когда переключены часы. Соответственно, при рокировке игрок должен сначала поставить рокируемые фигуры на конечные поля, и только потом переключать часы.