Это форум для общения шахматистов и размещения информации, имеющей отношение к шахматам в Воронежской области
Фестиваль "Имени Петра Великого" (Воронеж, июнь 2024)
Предварительная регистрация
Жеребьевки, результаты, списки заявок
Трансляция партий Классика Рапид Блиц
Этап ДКР (Воронеж, май 2024)
Жеребьевки и результаты

Фестиваль Петровский (Воронеж, июнь 2023) Telegram-канал Группа ВКонтакте
Этап Детского Кубка России 7-12 июня Результаты Трансляции Регламент
Этап Рапид Гран-При России 13-14 июня Результаты Трансляции Регламент
Этап Блиц Гран-При России 15 июня Результаты Трансляции Регламент
Этап Кубка России 16-24 июня Результаты Трансляции Регламент
Турнир Б 10-14 ноября Жеребьевки и результаты Положение Актуальная информация
Парус надежды 16-22 июня Результаты Положение
Блицтурнир 12 июня Результаты
Судейский семинар Список участников Регистрация
Фестиваль Петровский (Воронеж, июнь 2022) Анонс на сайте ФШР Telegram-канал Группа ВКонтакте
Форма для регистрации Жеребьевки и результаты Турнир A (10-17 июня) Быстрые шахматы (18 июня) Блицтурнир (19 июня) Турнир B (20-26 июня)
Апрельский Воронеж Универсиада Первенство ОШК Турнир Эло до 2000
Финал чемпионата Воронежской области-2021 Второй дивизион Ветераны Быстрые шахматы Блиц
Юниорские первенства области-2021 Классика Рапид Блиц
Первенство областного шахматного клуба Высшая лига Первая лига
V летняя Спартакиада молодёжи, II этап (ЦФО) 18-23 Первенство Воронежа среди школьников Воронежский областной этап Белой Ладьи-2021
Чемпионат области среди женщин Чемпионат области среди ветеранов Чемпионат области по блицу первая лига высшая лига Мемориал Загоровского быстрые шахматы блиц Чемпионат области по шахматам Чемпионат области по быстрым шахматам высшая лига первая лига
Воронежская шахматная команда (с подтверждёнными никами) на lichess Проект Патиум (PostOrion) ВКонтакте
Воронежский онлайн-турнир в честь начала весны Турнир Voronezh Chess Team на lichess к Международному дню шахмат Онлайн-чемпионат Европы на chess.com Полная информация

Шахматные новости: Telegram-канал о шахматах в Воронежской области Группа ВКонтакте "Воронежский областной шахматный клуб" Спорт-Игрок РИА Воронеж ЦСП СК ВО Борисоглебский шахматный клуб Шахматы в Россоши Шахматы. Новая Усмань Клуб "Дебют" СОШ №101 Клуб "Эндшпиль" Лицея №4 Нововоронежский ДДТ Труд-Черноземье
Шахматные организации: FIDE ФШР МШФ ЦФО Областной шахматный клуб СШОР №13 ICCF РАЗШ: форум сайт
Шахсекция ВКонтакте "Воронеж шахматный" на БВФ Воронежский исторический форум Cтарый форум (только чтение) Старый сайт областной ШФ Старый сайт Воронежского фестиваля
Воронежская область в базе соревнований РШФ: Турниры Шахматисты
Соседи: Липецк Елец Белгород Алексеевка Урюпинск Балашов Тамбов Мичуринск Курск Железногорск

Альтернативно одаренные: Раецкий&Беляев Те же и Яриков

Воронежский шахматный форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Воронежский шахматный форум » СМИ о шахматах » Интервью с гроссмейстером К.В.Чернышовым


Интервью с гроссмейстером К.В.Чернышовым

Сообщений 31 страница 60 из 79

31

Добрый вечер, Константин Валерьевич!

Большое спасибо за интересные ответы!

Как менялся Ваш дебютный репертуар по мере шахматного взросления. Какие дебюты за белых и за чёрных предпочитаете сейчас.

0

32

Теперь о развитии умений. 1. Сегодня владение эндшпильными позициями одно из основных. Партия не откладывается! Можно хорошо разыграть дебют, иметь преимущество в миттельшпиле и все потерять в окончании. Это вопрос знаний, как и в начале партии. Это теория! Что отличает теорию эндшпиля от теории дебюта, здесь новинок немного ))) Потому что эта область основательно исследована. Она недостаточно разобрана с точки зрения методики освоения! Но это уже второй вопрос.
2. Чтобы научится хорошо разыгрывать окончания шахматист должен дать ответ на несколько важных вопросов:
а) Когда начинается эндшпиль? Вроде бы странно звучит, но даже гроссмейстеры часто теряются, не зная как сформулировать ответ.
б) Чем эндшпиль отличается от миттельшпиля?
в) Чем отличаются тяжелофигурные окончания от всех остальных?
Ну и еще несколько подобных вопросов. Если у Вас есть четкий ответ, Вы хорошо играете окончания.

0

33

Eugene147 написал(а):

Добрый вечер, Константин Валерьевич!

Большое спасибо за интересные ответы!

Как менялся Ваш дебютный репертуар по мере шахматного взросления. Какие дебюты за белых и за чёрных предпочитаете сейчас.

Здравствуйте! У меня сейчас будут занятия. Я Вам отвечу после 21-00.

0

34

С дебютом ВСЕГДА были проблемы. Тренерам, с которыми я работал (С.А. Кислов и Э.Ф. Хантаков) не удалось подобрать дебютный репертуар, который был бы мне близок. К примеру, долгое время за черных у меня стояла система Классическое Бенони. Трудный дебют, где при сильной игре белых черным очень тяжело. Только со временем мне удалось стабилизировать свой репертуар, хотя не на 100 процентов. Пожалуй, коньком стала Новоиндийская защита, где возникли и собственные теоретические разработки. Были идеи в Сицилианской защите. Но к специалистам дебютной теории я не отношусь.

0

35

Спасибо!!! Очень интересно! Вам нужно сказки писать, Константин Валерьевич! Или романы?

0

36

А потом ещё и обязательно самому читать их. Чтобы зритель видел Вас и слышал Ваш голос и интонации.

0

37

Яурова Инна написал(а):

Спасибо!!! Очень интересно! Вам нужно сказки писать, Константин Валерьевич! Или романы?

Ну, я же написал сказку в стихах ))) Плюс три книги. Сейчас идет работа над новой. Может Вы и правы, но... тогда ведь исчезнет "Сказка Костромского леса". А Вы-то знаете, как тянет туда вернуться... ))))))

0

38

На последней сессии (только что) одна из слушательниц школы поразила тренеров фразой: Проиграла последнюю партию и не вышла в Высшую лигу (среди женщин). Но зато приехала сюда!
Кстати, в этот раз наши ребята, которые поступили в РГУФК (4 человека) уже, по сути, работали как младшие тренеры. То есть, мы реально смогли построить преемственность поколений. И это, на мой взгляд, одно из главных достижений нашей школы.

0

39

Константин, Вы играли и тренировали в разных странах
Какие иностранные языки Вы знаете и какое место это знание занимает в Вашей жизни?

0

40

Добрый вечер!
Константин Валерьевич, ни для кого не секрет, что один из самых громких ваших успехов - победа в Москов Опен 2010 году. Как для Вас складывался турнир? После какого тура или партии, Вы поняли, что можно побороться за титул? И как Вы справляетесь с нервами и волнением перед партией за призовое место. Допустим победа - 1 место, ничья 50/50 призы или нет, а поражение отбросит за пределы тройки. Вот тут начинаешь думать, что лучше синица в руках и на автомате пробуешь сушить. Какой тут выход? Я понимаю, что всё индивидуально, но как вот у Вас это в практике?

0

41

xuser написал(а):

Константин, Вы играли и тренировали в разных странах
Какие иностранные языки Вы знаете и какое место это знание занимает в Вашей жизни?

Неплохо говорю на польском и немецком языках. Я же учился на факультете РГФ в ВГУ - немецкий язык и литература. А в Польше работал и с юниорами, и с Олимпийскими сборными Польши мужчин и женщин. Немного чешский, венгерский и французский.
Вообще, моя позиция, которую я всегда говорю ребятам: непрерывное расширение своих возможностей. Для тренера это очень важно. Тренер - личность! Его задача не просто изложить сухим языком теорию вопроса. Он должен создать атмосферу творчества, увлечь. Тогда интересно работать. Во время сессии шесть с половиной часов идут чисто шахматные занятия. И день пролетает, как одна секунда! И самое интересное: нет звонков на урок, никто не ходит, не кричит, не бегает за самыми маленькими. Но даже в самых младших группах никто не опаздывает на занятия! Это атмосфера творческой работы! Чтобы ее создать, тренеры должны быть интересны детям!

0

42

Kamin написал(а):

Добрый вечер!
Константин Валерьевич, ни для кого не секрет, что один из самых громких ваших успехов - победа в Москов Опен 2010 году. Как для Вас складывался турнир? После какого тура или партии, Вы поняли, что можно побороться за титул? И как Вы справляетесь с нервами и волнением перед партией за призовое место. Допустим победа - 1 место, ничья 50/50 призы или нет, а поражение отбросит за пределы тройки. Вот тут начинаешь думать, что лучше синица в руках и на автомате пробуешь сушить. Какой тут выход? Я понимаю, что всё индивидуально, но как вот у Вас это в практике?

Москва-ОПЕН - это отдельная песня! ))))) Я приехал готовить к турниру мальчика, с которым занимался в Москве. Поехала и моя дочь. Подумав, я решил: что я буду просто ждать их в коридоре. И решил сыграть. И тут... после четвертого тура сломался компьютер! Подготовка к следующей партии была трагикомичной. Я попытался по телефону объяснить супруге, что нужно нажать, чтобы в чесс-ассистанте на домашнем компьютере найти информацию на противника. Но, посадив почти весь баланс, понял: дело безнадежное... Ну и что? Еще раз подчеркну: мне интересна сама игра! Я шел играть. Мне было все равно, кто будет против меня. В главном зале судил Алексей Москвин, с которым мы хорошо знакомы. Он мне говорит: "Держись!" А я: "Видишь вон тот столик?" (1ый) Я иду туда! Алексей каждый тур с изумлением следил за постепенным продвижением вперед. Вот и Евгений Наер. После партии к ошарашенному Наеру подходит Москвин: - Как Вы?
- Я думал, что пришел постепенно выиграть партию. А когда понял, что все наоборот, было уже поздно.
Потом Мотылев. Он так хотел выиграть, что пошел на стратегические нарушения позиции. И все было кончено задолго до того, как ему пришлось остановить часы. Решающая партия с Ле Куанг Льемом. При ничьей я минимум второй. Я белыми. Конкуренты играли между собой. Я пришел играть. И когда у меня было лишнее качество и объективно говоря выигранная позиция вьетнамец предложил ничью. Честно говоря, играть хотелось. Но я увидел, что у конкурентов уже все определилось: ничья. Чего тогда копья ломать?

0

43

И теперь о призах. Раньше это для меня имело значение. Но очень недолго. Секрет в том, что я изначально хотел быть тренером. Серьезно вернуться к практической игре пришлось, когда все в стране рухнуло и на тренерскую зарплату кормить семью у нас стало невозможно. Но, как только поступили предложения тренерской работы сначала за рубежом, а потом у нас, я сразу вернулся к любимому делу. Сильный тренер имеет зарплату значительно выше, чем многие гроссмейстеры...

0

44

Очень интересное интервью!

0

45

Интервью очень интересное, но еще не закончено, вопросы можно продолжать задавать.

Константин, еще 2 вопроса:

1) в воронежских шахматах очень много негатива, скандалов, разборок; но есть ли что-то такое, что вселяет в Вас оптимизм за их будущее?

2) Вы давно в воронежских шахматах, кого бы Вы отметили из забытых сейчас людей (умерших или просто отошедших от шахмат), которые заслуживают того, чтобы их помнили?

0

46

xuser написал(а):

1) в воронежских шахматах очень много негатива, скандалов, разборок; но есть ли что-то такое, что вселяет в Вас оптимизм за их будущее?

2) Вы давно в воронежских шахматах, кого бы Вы отметили из забытых сейчас людей (умерших или просто отошедших от шахмат), которые заслуживают того, чтобы их помнили?

Если можно, начну со второго вопроса. Я не раз говорил об этом на собраниях и конференциях воронежских шахматистов: нельзя забывать о прошлом! Хотим сделать наш шахматный мир лучше, нужно помнить достижения тех, кто был до нас и просто шахматистов, приносивших славу Воронежу.
К примеру, я бы рассмотрел вопрос о создании в шахматном клубе отдельного стенда "Заочные шахматы в Воронежской области". Мне говорили многие заочники России, что Воронеж - это было уникальное явление не только в России, но и в Советском Союзе. Имена В.П. Загоровского, Г.К. Санакоева, Н.Г. Копылова, позже Володи Туркова, многих других знали по всей стране. Когда Владимир Павлович Загоровский с опозданием прилетел на съезд заочников и вошел в зал, весь зал встал и встретил его аплодисментами! А кто знает о том, что в 1940-м в чемпионате Воронежской области играл Сало Флор? Сегодня еще можно сделать видеозапись с Григорием Константиновичем Санакоевым, а с Володей Турковым уже не сделать... Думаю, что и с нашими мастерами и тренерами можно было бы сделать памятные записи, взять интервью, даже на форуме дать возможность выступить со своими идеями, замечаниями, предложениями. Пусть что-то будет наивным, пусть что-то покажется не таким интересным, но это то, что мы должны бережно беречь и передать будущим поколениям.
Теперь к первому вопросу.
Проблемы, которые стоят в Воронеже возникли не вдруг и не сегодня. Была борьба с федерацией Вострокнутова-Селявкина. А ведь они РЕАЛЬНО много сделали для развития шахмат в Воронежской области. Но на закате их работы начались нарушения, как морального, так и финансового порядка. По сути, деятельность начала носить полукриминальный характер. Но шахматисты тогда смогли объединиться и исправить ситуацию. Начался период активной работы, когда при всех ошибках и противоречиях, мы в очень трудных условиях смогли организовать довольно активную шахматную жизнь. К сожалению, именно тогда у одного из руководителей федерации начали проявляться авантюристические черты и нетерпимость в общении с шахматистами. А второй руководитель этому попустительствовал и фактически дал болезни развиться. Потом была эра Михаила Александровича Кислова. И опять же, с одной стороны, делалось очень много, а с другой альтернативное мнение не просто подавлялось. По сути, несогласные выдавливались из федерации... Разве можно разбрасываться кадрами? У нас что бесконечное количество специалистов: игроков, тренеров, судей, организаторов?
Я уже не говорю о том, что своих коллег нужно уважать. Открою маленький секрет: когда де факто группа шахматистов совершила рейдерский захват федерации, в нарушение решений конференции, было предложено их уволить. Я наотрез отказался. Это наш мир! Это наша семья! И пусть мы допускаем ошибки, но нельзя уничтожать друг друга, какими бы серьезными не были бы противоречия. Верю ли я в будущее воронежских шахмат? Да! Но нужно понимать: никто не придет и не изменит наш мир за нас, чтобы он стал цветущим садом. Как редактор шахматного отдела газеты "Правда" я изучил массу исторических материалов развития шахмат в нашей стране. До Великой Октябрьской революции в стране было несколько тысяч любителей шахмат. А через 15 лет свыше полутора миллионов! Кто-то скажет, что все делало государство. Нет! Когда к Николаю Васильевичу Крыленко - руководителю шахматной федерации (тогда секции) пришел любитель и стал жаловаться, что на его предприятии никто не организовывает шахматную жизнь, тот его внимательно выслушал и спросил: "А что сделали лично Вы?" Ничего? А почему? Шахматист то Вы! Хотите, чтобы была активная шахматная жизнь, создайте кружок, объедините любителей, помещением и инвентарем поможем. Жду Вас через два месяца с отчетом, что Вы сделали. Через два месяца на фабрике в кружке было больше двух десятков организованных любителей шахмат, выходила каждую неделю шахматная колонка в фабричной стенгазете и стали проходить внутренние соревнования.
Когда я первый раз приехал на сессию межрегиональной шахматной школы гроссмейстеров в Кострому там было две группы общим количеством 15 человек. У самого сильного был второй разряд... Сейчас это одна из сильнейших школ России. Нужно думать, ставить реальные задачи, а не маниловские прожекты и не ждать, что придет добрый мультимиллиардер с мешками денег, которые ему некуда девать... А если кто-то позволяет себе унижать другого шахматиста, жестко ставить вопрос об исключении этого человека из шахматной семьи, невзирая на посты, звания и прочие несущественные в нормальном человеческом обществе регалии.
Хочу пожелать всем шахматистам помнить, что в мир интернета всем видно, что делаем мы в нашем городе. Трудно завоевать славу шахматного центра России. Очень легко добиться того, что к нам сейчас стали приезжать выполнять звание кандидата в мастера из других регионов, потому что воронежцы играют слабее... Обидно!

0

47

Добрый день, Константин Валерьевич!
1.Чем по Вашему отличается игра шахматиста 2300+ от игры шахматиста 2500+?
Когда смотришь комментарии С.Ю.Шипова нельзя сказать, что я узнаю что-то принципиально новое в ходе его произносимых вслух рассуждений. Т.е. нельзя сказать, что теоретическая база принципиально отличается. Однако играя с ним в блиц на игровой зоне понимаешь, что он мыслит как-то "быстрее"... В чем на Ваш взгляд заключается это "быстрее"?
2.Чем по Вашему мнению женские шахматы отличаются от мужских? Опять же - не думаю, что женщины знают меньше, чем мужчины в теоретическом плане. Что в практическом плане не позволяет женщинам играть с мужчинами на равных?

0

48

Коваленко Сергей написал(а):

Добрый день, Константин Валерьевич!
1.Чем по Вашему отличается игра шахматиста 2300+ от игры шахматиста 2500+?
Когда смотришь комментарии С.Ю.Шипова нельзя сказать, что я узнаю что-то принципиально новое в ходе его произносимых вслух рассуждений. Т.е. нельзя сказать, что теоретическая база принципиально отличается. Однако играя с ним в блиц на игровой зоне понимаешь, что он мыслит как-то "быстрее"... В чем на Ваш взгляд заключается это "быстрее"?
2.Чем по Вашему мнению женские шахматы отличаются от мужских? Опять же - не думаю, что женщины знают меньше, чем мужчины в теоретическом плане. Что в практическом плане не позволяет женщинам играть с мужчинами на равных?

Добрый день!
Принципиальное отличие заключается в алгоритме мышления. Типичная ошибка молодых шахматистов заключается в том, что они начинают сразу считать варианты. Иными словами "пытаются воспроизвести компьютерный перебор вариантов на примитивном уровне". Гроссмейстерское мышление отличается тем, что опытный шахматист сначала думает ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ и только потом КАК ?
Когда я был слушателем школы Петросяна каждый день мы получали "задание на день". Это были сложные, каверзные позиции, с которыми мучались, так как привычно нанести разгромную комбинацию не получалось... Конечно, мы были детьми, и что греха таить, шли на военные хитрости. Позиции ставил Главный тренер Никитин. Мы дождемся, когда по коридору идет Петросян и к нему: Тигран Вартанович, мы тут по поводу позиции спорим, не скажете в чью пользу? Петросян смотрит пару минут, потом говорит с мягким восточным акцентом: коня нужно поставить на с5, эту пару ладей поменять, а слона вывести на диагональ b8-h2. И будет хорошо!
Мы смотрим, во! То, что казалось таким сложным, уже понятно. Ну, конечно! Так, так и так, и, действительно, выигрыш.
Спустя годы, когда я задумался: чем моя игра отличается от игры гроссмейстеров, я постарался смоделировать алгоритм выбора хода Тиграном Петросяном. Эта методика и является основой выбора хода в различных игровых ситуациях. Но чтобы в деталях изложить что и как нужно делать, чтобы этим овладеть, нужно много времени и усердия, чтобы взять это на вооружение. Это мой метод. Возможно, другие гроссмейстеры идут другим путем. Но анализируя партии многих своих коллег, я вижу тот же алгоритм принятия решения.

0

49

Теперь второй вопрос.
Ничем не отличаются! Проблема в психологии и физиологии.
Дело в том, что на протяжении веков так уж сложилось, что мужчины были воинами. А значит, привыкли "брать на себя ответственность". У девочек, девушек, представительниц слабого пола очень большую роль играет сомнение. Сомнение в правильности принимаемого решения! У значительно большего количества девочек, чем у мальчиков, есть проблема нехватки времени в партии. И связано это с тем, что там, где мальчишки с максималистским задором летят вперед, девочки осторожно размышляют: А что там за этой дверью?
Особенно этот фактор становится острым в период от 14 до 18 лет. В этот момент юниор должен "совершать прыжок" для достижения результата. А это именно тот период времени, когда внутреннее сомнение у девочек достигает максимальных величин.
Плюс к тому, для войны у мальчиков времени достаточно... А девушки, в какой-то момент начинают чувствовать себя "хранительницами очага". А это другой уклад жизни. Это подсознательный отказ от агрессии. Что может накладывать отпечаток и на игру. Есть еще множество факторов, влияющих на действия девочек (девушек). Но я бы не сказал, что женщины понимают шахматы хуже мужчин. Но понимать и самореализоваться - это не одно и тоже. И для того, чтобы достичь максимальных результатов нужно жертвовать. А жертвовать женщинам сложнее, чем мужчинам.

0

50

1 Тут так стандартно передана атмосфера 90-х, но не следует забывать, что это для многих время возможностей. Это мнение многих из частного бизнеса, озвучивалась Василием Уткиным. Сейчас всё огосударствилось, но вот деньги кончаются. Тренеры то тренерами, но для многих шахматистов среднего уровня 90-е дали путёвку в жизнь, право на жизнь шахматного профессионала. Жизнь на среднем уровне часто с негарантированным доходом, но с довольно интересными впечатлениями, хотя бы связанные с модой ныне на путешествия по миру. Теперь этого нет, а с кризисом под угрозой уже и элита шахматистов, то есть заработок не гарантирован даже первой сотне. Какие перспективы теперь серьёзного шахматного тренерства, если путь в профессию сопоставим с угольным ушком?

Сильный тренер имеет зарплату значительно выше, чем многие гроссмейстеры...

Понимаете, кризис журналистики наступил в основном не с наступлением злых гэбистов на свободу прессы.  Кто нынче покупает газеты и журналы?! Интернет довольно сильно ударил по материальной базе прессы. Но ведь не будет "смены элит"  уменьшится спрос и на тренеров средней руки.

2 Отгоршковый тренд. Я думаю, что вы читали резкие и аргументированные заявления известного тренера Калёнова на vdkchess.ru, который сказал, что с шахматным тренерством заканчивает и преходит на сёги. Ибо ему с его квалификацией неинтересен современный тренд на массовый привод совсем мелких детей (отгоршковых), которые не умеют ходить конём. Видимо, у некоторых родителей в памяти плотно осел советский след, когда шахматы давали какой-то почёт и престиж или как это "прыжок по социальной лестнице". Вот они то и готовы вкладывать большие средства в своих чад, в независмости от способностей ребёнка. На воронежском уровне (если вынести за скобки те от силы пару десятков фамилий, которые все знают) я вижу следующую картину. Наши тренеры неплохие, но от работы с этими отгоршковыми они просто лишены всяких стимулов к профессиональному росту,  перестроились на уровень основной массы полуначинающих, плюс "работа"  судьёй приносит столько же сколько тренерство на низком уровне, если не больше.

Иными словами, первые два вопроса про перспективы тренерства на среднем и низком уровне в современных условиях. Причём даже без тренда короновируса. Это лишь катализатор изменений.

3. А это тоже у Каленова нашёл, но он отрицательно относится, я резко положительно. У него некоторые дети почти принципиально не играют в турнирах, зато решают задачи, этюды. Может это новый тренд шахмат? Детское развитие способностей в противовес соревновательности, и  развитию ни чем необоснованных амбиций?

0

51

Здесь задают вопросы гроссмейстеру К.В.Чернышову и получают на них ответы. Просьба по возможности четко, кратко и внятно формулировать вопросы, а не приводить свои пространные рассуждения. Оценка корректности вопросов - на усмотрение гроссмейстера

0

52

J-23 написал(а):

1 Тут так стандартно передана атмосфера 90-х, но не следует забывать, что это для многих время возможностей. Это мнение многих из частного бизнеса, озвучивалась Василием Уткиным. Сейчас всё огосударствилось, но вот деньги кончаются. Тренеры то тренерами, но для многих шахматистов среднего уровня 90-е дали путёвку в жизнь, право на жизнь шахматного профессионала. Жизнь на среднем уровне часто с негарантированным доходом, но с довольно интересными впечатлениями, хотя бы связанные с модой ныне на путешествия по миру. Теперь этого нет, а с кризисом под угрозой уже и элита шахматистов, то есть заработок не гарантирован даже первой сотне. Какие перспективы теперь серьёзного шахматного тренерства, если путь в профессию сопоставим с угольным ушком?

Сильный тренер имеет зарплату значительно выше, чем многие гроссмейстеры...

Понимаете, кризис журналистики наступил в основном не с наступлением злых гэбистов на свободу прессы.  Кто нынче покупает газеты и журналы?! Интернет довольно сильно ударил по материальной базе прессы. Но ведь не будет "смены элит"  уменьшится спрос и на тренеров средней руки.

Немного странно в формате интервью видеть агрессивный фон в подаче вопросов. Я просто высказываю свою точку зрения. Она может кому-то быть по сердцу. Кто-то скажет: а у меня все было иначе. Жизнь многообразна. Конечно, были те шахматисты, у которых в 90-е годы все сложилось хорошо. Но сколько наших коллег по разным причинам ушли из жизни? И речь не только о гроссмейстерах и мастерах, но и о простых любителях шахмат... Я не говорю о сотнях закрытых шахматных секций, кружков, клубов по всей стране. При этом, я не с чьих-то слов, в данном случае, говорю. Как редактор шахматного отдела газеты "Правда", я написал свыше семисот статей не только о шахматистах, но о наших достижениях и проблемах. Я рассказывал о периодах бурного расцвета шахмат, и с чем они были связаны. И приводил статистику состояния дел за последние 30 лет. Тем не менее, я не могу сказать, что в нашем мире все стало только в черную клетку! Есть живые примеры работы организаторов по развитию шахмат в своих регионах ( к примеру, активная и плодотворная деятельность Игоря Сокрустова ) или созданию новых форм - шахматный журнал "Совенок" Анны Дорофеевой. Кстати, "Совенок" активно развивается и в интернете! Возможно, к удивлению своего оппонента, замечу: сегодня в России катастрофически не хватает сильных тренеров!

0

53

J-23 написал(а):

2 Отгоршковый тренд. Я думаю, что вы читали резкие и аргументированные заявления известного тренера Калёнова на vdkchess.ru, который сказал, что с шахматным тренерством заканчивает и преходит на сёги. Ибо ему с его квалификацией неинтересен современный тренд на массовый привод совсем мелких детей (отгоршковых), которые не умеют ходить конём. Видимо, у некоторых родителей в памяти плотно осел советский след, когда шахматы давали какой-то почёт и престиж или как это "прыжок по социальной лестнице". Вот они то и готовы вкладывать большие средства в своих чад, в независмости от способностей ребёнка. На воронежском уровне (если вынести за скобки те от силы пару десятков фамилий, которые все знают) я вижу следующую картину. Наши тренеры неплохие, но от работы с этими отгоршковыми они просто лишены всяких стимулов к профессиональному росту,  перестроились на уровень основной массы полуначинающих, плюс "работа"  судьёй приносит столько же сколько тренерство на низком уровне, если не больше.

Иными словами, первые два вопроса про перспективы тренерства на среднем и низком уровне в современных условиях. Причём даже без тренда короновируса. Это лишь катализатор изменений.

Опять таки подчеркну, я не претендую на истину в последней инстанции. У каждого свой опыт работы. У меня и моих коллег по школе нет проблем с желающими заниматься юниорами. И это "отгоршковый тренд", хотя иногда мы беремся и за совсем маленьких. Это очень яркие перспективные юниоры, которые могут стать реальной сменой наших взрослых команд России. При этом, я на каждой сессии встречаюсь с родителями и тренерами детей, которые приезжают на наши сессии. Отвечаю на вопросы, рассказываю о возможностях и перспективах. И, в том числе, подчеркиваю, что мы работаем на развитие способностей детей. Будут ли они в итоге шахматистами, мы не знаем. Мы даем основы системной нацеленной работы, создаем благожелательную творческую атмосферу, даем рекомендации. Очевидно, что многие юниоры вообще уйдут из шахматной жизни. Но приятно, что спустя время мы получаем массу благодарных откликов от тех, кто когда-то был слушателями школы. Мне лично это важнее всего! Значит, мы были кому-то полезны... На счет "стимулов", "кто ищет, тот обрящет". В Воронеже когда-то был скромный тренер первой категории по фамилии Чистяков. Валентин Константинович вырастил такую плеяду воронежских шахматистов, что, на мой взгляд, заслужил того, чтобы об этом знали подрастающие поколения воронежских шахматистов.

0

54

J-23 написал(а):

3. А это тоже у Каленова нашёл, но он отрицательно относится, я резко положительно. У него некоторые дети почти принципиально не играют в турнирах, зато решают задачи, этюды. Может это новый тренд шахмат? Детское развитие способностей в противовес соревновательности, и  развитию ни чем необоснованных амбиций?

Есть масса различных игр помимо шахмат. Там тоже можно развивать способности детей. Я не берусь судить, что лучше, а что хуже. Профессионально я могу говорить только о шахматах. Шахматы не развивают в детях "необоснованных амбиций". Они УЖЕ ЕСТЬ или отсутствуют у родителей этих детей. Мне, к примеру, не раз задавали вопрос: "А может быть уместна в "воспитательных целях" система наказаний. И приводят Гату Камского и Александру Костенюк. Я не присутствовал "при воспитании" Гаты Камского. Но действия по отношению к маленькой Саше Костенюк, я помню очень хорошо. Я - категорический противник такого подхода. И если в истории шахмат, есть Камский и Костенюк, никто не знает, сколько детских судеб были сломаны таким "воспитанием". Могу только отметить, что есть масса способов развивать мышцы рук, ног и всего прочего. Шахматы стимулируют развитие мыслительных способностей человека. И делают это уникальным образом. Они не просто вошли в XXI век. Они становятся реально многомиллионной аудиторией по всему миру. Есть ли падение в нашей стране? Да. Чем это вызвано? Как раз отходом государства от воспитания и развития личности. Государственная машина, действительно, ставит множество препятствий своим гражданам в нашей стране. Но, в данном случае, дело в другом: в отсутствии государственной стратегии развития страны на многие годы вперед. Но это касается не только шахмат, но и многих других видов спорта, науки, культуры и отраслей промышленности.

0

55

Забыл сказать: действительно, многие россияне с вожделением смотрят на заграницу. Но поверьте: в нашей стране такое количество интересных мест и самого яркого многообразия природы, что заграница просто отдыхает! Не стоит с презрением смотреть на свое Отечество. Есть смысл его лучше узнать. А заграница далеко не так хороша, как представляется в экране телевизора...

0

56

Константин Чернышов написал(а):

Забыл сказать: действительно, многие россияне с вожделением смотрят на заграницу. Но поверьте: в нашей стране такое количество интересных мест и самого яркого многообразия природы, что заграница просто отдыхает! Не стоит с презрением смотреть на свое Отечество. Есть смысл его лучше узнать. А заграница далеко не так хороша, как представляется в экране телевизора...

Жаль гостям нельзя ставить плюс, поэтому делаю это здесь - "+"

0

57

Константин Валерьевич, Вы указывали выше, что Мотылев в партии с Вами на Москов-опен хотел победить, по сути любой ценой. Мне до сих пор непонятно, как гроссмейстер его уровня, мог сыграть Ka1, он как-то пояснял выбор этого хода после партии?

0

58

Сумрачный написал(а):

Константин Валерьевич, Вы указывали выше, что Мотылев в партии с Вами на Москов-опен хотел победить, по сути любой ценой. Мне до сих пор непонятно, как гроссмейстер его уровня, мог сыграть Ka1, он как-то пояснял выбор этого хода после партии?

Саша после партии сразу ушел. Понимаете, легко со стороны смотреть, особенно если еще движок что-то тут же показывает. В партии, особенно в решающей, не просто отказывает нервная система или теряется концентрация. Идет то недооценка, то переоценка позиции противника. Не берусь судить, что померещилось моему противнику. Возможно, выпустил из виду позиционную жертву качества, которую я осуществил. Вообще, Саша очень сильный гроссмейстер. Как ни странно, у меня с ним положительный баланс очков. Но, конечно, это игрок высокого класса. Бывает! )))

0

59

В первом вопросе точно не было агрессии, извиняюсь, если так показалось, скорее горечь.
Шахматный профессионал как профессия заканчивается. Перспектив  стало мало. Равно как и журналиста, или продавца комптоваров. В середине 90-х это всё обеспечивало "карьерный рост" и хороший доход. Мир меняется, жизнь меняется. Но, хорошо постараюсь более чётко формулировать вопросы
1. Какие шансы у сильных гроссмейстеров уровня от 2600 до 2700 в ближайшие годы зарабатывать шахматами, уточню турнирами на жизнь?
2. Какой минимальный рейтинг должен быть у юниоров и в каком возрасте, чтобы можно было понять, что в шахматах как профессионалу ему ловить нечего?
3 Детские чемпионаты для 8-12 летних, очень модные в регионах.  Вроде во времена СССР до такого не додумывались. У Вас есть мнения  и опыт по поводу влияния этих чемпионатов на личности и раскрытие способностей детей и родителей?

0

60

И может, главный вопрос, который меня интересует. Прокомментируйте, пожалуйста, позицию Алексея Дреева,  очень взвешенную и аргументированную, по поводу соревновательной составляющей шахмат и спорта. Полностью с ней согласен и категорический противник
столь любимого многими у нас подхода "надо больше играть". Её очень верно назвали: запущенная машина.

Пользуясь случаем, я хочу поднять такую тему шахматного образования. Она пойдёт немножко вразрез с общей установкой. Счастливые дети идут с шахматной доской подмышкой, они становятся очень разносторонними  и так далее. Но это с одной стороны. А с другой стороны, шахматы – игра очень жестокая. Смотрите, у нас есть победитель и есть человек, который проиграл эту партию, и ему сейчас невесело. Ну ладно, когда шахматисты – взрослые люди, они это переживут. А что такое детская психика? Она же очень шаткая. А мы бросаем детей в профессиональный спорт, а там бьют очень жестоко по этой психике.

Е.СУРОВ: Я бы даже не применял выражение "профессиональный спорт". Вы же начинаете обучать ребёнка шахматам, а ведь это соревновательная игра, и обязательно кто-то проигрывает.

А.ДРЕЕВ: Да-да, и возникает колоссальный стресс. Как говорят? Мы не растим гроссмейстеров, мы растим разностороннюю личность. Извините, разносторонняя личность можно вырастить по-другому: книги читай, ходи в музей, пиши картины, а если не пиши, то хотя бы смотри на них, изучай какие-то науки. Голову можно развивать разными вещами, хоть кубик Рубика, в конце концов, собирай. Есть множество вещей, которые развивают, необязательно шахматы, почему все зациклились на них? Но вместе с тем необходимо признать, что шахматы – это наиболее сильный инструмент, многогранный. Действительно, они со всех сторон развивают голову. Не личность, а именно голову, мозги, образное мышление и так далее. Но тогда следует сделать поправочку. Я согласен, что шахматы развивают, но тогда надо убрать соревновательную часть или минимизировать её. Если вы хотите развивать детей с помощью шахмат, то надо обязательно убрать соревновательную часть из школьной программы. Оставить тем, кто уже на этот путь становится – это будет какой-то небольшой процент, - и пусть они уже пеняют на себя, а остальным убрать. То есть показывать шахматы другими. Не играть какие-то турниры – первенство класса, первенство школы, чтобы были проигравшие и выигравшие. Нужно показывать шахматные композиции, партии, чтобы не было этого соревнования. Или хотя бы с какого-то возраста вводить соревновательную часть. Те, кто родился для шахмат, всё равно себя проявят, даже без этой программы. А для тех детей, которые хотят использовать шахматы в качестве инструмента для того, чтобы в целом как-то расширить свои интеллектуальные возможности, эти соревнования надо убрать. Потому что иначе мы поломаем очень много детей и, наоборот, отвадим их от шахмат. Это всё надо как следует продумать.

Е.СУРОВ: Ты понимаешь, насколько идёшь сейчас против всей этой запущенной машины?

А.ДРЕЕВ: Я не против использования шахмат в качестве инструмента для развития ребёнка, я просто хочу эту машину немножко подправить. Я за это, но без соревновательной части. Потому что это очень опасно. Даже возьмём вопрос про этого индийского мальчика. Может быть, там вообще обстановка для него невыносимая, ему уже жить невозможно, потому что он в одиннадцать лет стал мастером. От него все требуют чего-то, а он, может быть, эти шахматы в гробу видал. А от него все чего-то ждут, а у него, может быть, и нет способностей. И что тогда? Тогда получается какой-то абсолютно несчастный человек. Потому что сначала завышенные ожидания, а потом может быть пшик. Я не знаю, может быть, в данном случае он гениальный шахматист и действительно будет вторым Карлсеном. А если нет? С этими вещами надо быть очень аккуратными. Потому что когда ты читаешь хорошую книгу хорошего автора, то, извини, у тебя не будет шока после прочтения от того, кто книга закончилась. А вот когда ты играешь хорошую красивую партию и вдруг в один ход зеваешь и проигрываешь её, то немножечко другое ощущение. И то, и другое, конечно, развивает, но там это всё без стресса, а тут… Я всю жизнь в шахматах и знаю, какие могут быть стрессы. И в юном возрасте, и в молодости, да и сейчас это продолжается. Шахматы вообще стрессовая игра. Нужно ли это, хорошо ли это? Почему-то все считают, что это хорошо. Может быть, и хорошо, но надо быть с этим аккуратным, а не так, что давайте охватим этим всё, сразу и подряд.

Я всё это хотел сказать не в том плане, что я критикую людей, которые этим занимаются. Я просто хочу предостеречь от каких-то негативных последствий или, скажем так, побочных эффектов. Их надо предусмотреть заранее и предотвратить. И один из моих рецептов - это убрать соревновательную часть там, где люди не хотят стать профессионалами изначально. Не надо. Не надо выяснять, кто там сильнее: Вася или Петя. Потому что кто-то проиграет, и ему будет от этого плохо.

Е.СУРОВ: Всё верно. И не только поэтому. А ещё и потому, что ради выигрыша начнётся проявление всех низменных человеческих инстинктов.

А.ДРЕЕВ: Да. Не всегда надо соревноваться друг с другом. Это не всегда приводит к хорошим последствиям. Соревнование и вообще спорт – это удел подавляющего меньшинства. В основном, люди ни с кем не соревнуются и поэтому живут спокойно и счастливо, без всякого соревнования. А когда ты соревнуешься – то это, конечно, стресс в любом виде спорта. И почему надо детей на эту стезю толкать массовым образом, совершенно непонятно. Я надеюсь, что меня поняли.

Отредактировано J-23 (2020-11-14 09:22:50)

0


Вы здесь » Воронежский шахматный форум » СМИ о шахматах » Интервью с гроссмейстером К.В.Чернышовым